Нынешний год для нас особенный – юбилейный. 80 лет назад Краснодарский край, в том числе и Абинский район, были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. В 1943 году произошло ещё одно важное событие: советские лётчики одержали блестящую победу в воздушном сражении в небе над Кубанью.
Объединение «Патриот-поиск» уже не первый год занимается поисковыми работами на местах падения советских самолётов в годы Великой Отечественной войны по программе «Небо Кубани».
25 февраля 2023 года был открыт новый полевой сезон выездом в район хутора Верхняя Ставрополька в Крымском районе. Недалеко от юго-западной окраины хутора группой поисковиков из краевой организации «Кубанский плацдарм» в январе был обнаружен след от падения советского бомбардировщика Пе-2. Фрагментов нашли немного, однако среди них находилось вытяжное парашютное кольцо. Это означало, что, по крайней мере, один из членов экипажа погиб.
Заместитель руководителя ККОПО «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев дал нам поручение продолжить поиски на месте падения, с целью установления экипажа бомбардировщика. Так как самолёт был сильно разграблен сборщиками металлолома ещё в советское время, то находок очень мало и номеров воздушной машины или её двигателей пока нет. Есть технологические клейма, которые помогли определиться с местом производства. Это 39-й завод Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в Москве. Причём, клейма относятся к самым ранним выпускам, начиная с декабря 1940 по осень 1941 года. Боекомплект из патронных гильз к пулемёту УБ калибра 12,7 мм тоже относится к 1941 году. Поэтому предположили, что бомбардировщик был потерян либо в 1941, либо в 1942 году. Так, 9-я отдельная разведывательная эскадрилья имела на вооружении Пе-2 с завода № 39.
Место падения расположено в одном километре западнее хутора Верхняя Ставрополька. Направление падения с юго-запада на северо-восток. Как известно, в 1941 – 1942 гг. в районе станицы Абинской был полевой аэродром, на котором базировались разные самолёты, в том числе и бомбардировщики Дб-3ф и Пе-2. По характеру разброса осколков, по небольшой глубине их залегания можно сделать вывод о вынужденной посадке, приведшей к катастрофе. Самолёт сильно горел, об этом красноречиво говорят многочисленные оплавленные фрагменты.
Только, всех этих данных пока недостаточно для установления экипажа советского бомбардировщика. Поэтому, с наступлением тёплых весенних дней, работы на месте падения будут продолжены.