Летом 2002 года Абинский поисковый отряд «Юг» работал в урочище Гортоп севернее станицы Шапсугской, где по рассказам местных жителей в годы Великой Отечественной войны упал сбитый советский самолёт. На поверхности земли были обнаружены детали от воздушной машины, в частности воздушный баллон и лист брони, прикрывавший спину пилота. По указанию старожила станицы Шапсугской под большим дубом поисковики выкопали останки двух лётчиков.
Первоначально самолёт был определён как советский пикирующий бомбардировщик Пе-2. Останки членов экипажа в торжественной обстановке захоронили на воинском мемориальном комплексе в парке имени 30-летия Великой Победы в городе Абинске. Погибшие герои-авиаторы тогда были преданы земле как неизвестные воины Великой Отечественной войны.
Поэтому, предстояло провести большую работу по возвращению погибшим лётчикам их имён. Спустя десять лет к подтверждению типа самолёта, установлению его заводских номеров и поиску имён погибших пилотов подключилась
Краснодарская краевая общественная поисковая организация «Кубанский плацдарм» под руководством Евгения Порфирьева. В ноябре 2012 года была проведена очередная экспедиция в урочище Гортоп, где с помощью металлодетекторов удалось собрать множество фрагментов советского бомбардировщика. Внимательное изучение узлов и конструкций, сравнение их со всеми типами бомбардировщиков позволило правильно идентифицировать воздушную машину.
Это оказался дальний бомбардировщик ДБ-3ф. Однако номеров самолёта и моторов найти не удалось, поэтому определить имена членов экипажа сразу не смогли.
Потребовались дополнительные исследования. Недалеко от места падения самолёта были обнаружены большие блиндажи, отрытые «чёрными копателями», но ни в одном из них не было обнаружено конструкций бомбардировщика для перекрытия этих сооружений. Кроме этого, вокруг блиндажей не нашлось ни одного фрагмента резаного дюраля, из которого бойцы любили мастерить самодельные портсигары и много другое из так называемого «окопного творчества». Эти факты указывали на то, что ДБ-3ф упал уже после того, как советские войска покинули этот район и продвинулись на запад. Это произошло в начале марта 1943 года.
Теперь предстояло выяснить потери бомбардировочных полков 4-й и 5-й воздушных армий в районе поиска, начиная с марта 1943 года. В результате изучения документов, удалось выяснить, что в составе 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД) находились устаревшие бомбардировщики ДБ- 3ф (другое название Ил-4). Полк в ходе ожесточённых боёв на Кавказе в 1942 году понёс большие потери, и в конце февраля 1943 года убыл на формирование нового состава. Из оставшихся восьми самолётов полка в составе 132-й БАД была сформирована группа дальних бомбардировщиков.
В группу вошли пять ДБ-3 и три ДБ-3ф, при этом из восьми самолётов только четыре находились в исправном состоянии. За период с марта по июнь 1943 года группа потеряла не вернувшимися с боевых заданий два самолёта: один ДБ-3ф в марте и ещё один ДБ-3 в апреле. Экипаж самолёта, потерянного в апреле остался жив, а вот экипаж ДБ-3ф, 13 марта 1943 года выполнявший боевое задание по нанесению бомбового удара по скоплению живой силы и техники гитлеровцев юго-западнее станицы Крымской, числится пропавшим без вести. Других потерь самолётов ДБ-3ф после марта 1943 года на Кубани не было. Из списка безвозвратных 132-й БАД за март 1943 года мы узнаём данные о членах экипажа, погибшего на «Гортопе» бомбардировщика ДБ-3ф.
13 марта 1943 года не вернулись с боевого задания:
– командир звена младший лейтенант Оганесян Ваган Левонович, 1923 г. р., уроженец селения Джанфида, Октемберянского района Армянской ССР, кандидат в члены ВКП (б) с 1942 г., отец – Киросян Левон Оганесович, проживал в г. Ереван;
– стрелок-бомбардир, младший лейтенант Романько Анатолий Романович, 1919 г. р., уроженец села Сергеевка, Приворожского района, Днепропетровской области, кандидат в члены ВКП (б) с 1942 г., отец – Романько Роман Романович, проживал по адресу Чкаловская область, Халиловский район, село Киевка;
– воздушный стрелок-радист, сержант Конкасов Николай Николаевич, 1919 г. р., уроженец села Новая Ачзирка, ослаужского района Татарской АССР, член ВЛКСМ с 1938 г., жена – Шпекудеева Елена Сергеевна, проживала по адресу: Грузинская ССР, г. Кутаиси.
Командир экипажа младший лейтенант В. Л. Оганесян Приказом от 30 декабря 1942 года № 061/н по войскам Закавказского фронта был награждён орденом «Красное Знамя». В Приказе отмечено, что «младший лейтенант Оганесян молодой патриот-лётчик, летит на боевое задание с большим желанием, мужественно защищает свою Родину – Советский Союз от нападения гитлеровской грабительской армии. Молодой годами он получил большую лётную практику при выполнении боевых заданий и совершил 15 боевых вылетов. Днём, выполняя задание на разведку в облаках, пробивался к цели, ни огонь зенитной артиллерии и зенитных пулемётов не сломили настойчивости к выполнению боевого задания, успешно им выполненного. За отличное выполнение боевых заданий по разведке с бомбометанием глубоких тылов противника и проявленное при этом мужество и отвагу неоднократно получал благодарности и денежное вознаграждение от командования авиационной дивизии».
Отличился младший лейтенант Оганесян 3 сентября 1942 года, когда выполнял задание днём по уничтожению живой силы и техники врага в районе Хадыженской под сильным обстрелом зенитной артиллерии. В зоне манёвра, искусно маневрируя по направлению к высоте, лёг на боевой курс, чем выполнил данные штурмана, сохраняя строй. От взрывов его бомб было уничтожено: один танк и одна автомашина с боеприпасами. Экипаж благополучно вернулся на свою базу, получив две незначительные пробоины от осколков зенитных снарядов».
«5 сентября 1942 года выполняя боевое задание днём по уничтожению живой силы и техники врага в районе Кабардинская, как ведомый, материальная часть правого мотора работала плохо, мужественный лётчик правильно оценив положение решил выполнить боевого задание по цели. В строю звена при подходе к цели не взирая на огонь зенитной артиллерии, он сохранил плотный строй. Боевое задание было выполнено отлично. За что командующий ВВС Северо-Кавказского фронта объявил благодарности всему составу. Материальная часть при отходе от цели работала ещё хуже, большая температура головок отбила у мотора мощность. Отважный лётчик убрал газ мотора, шёл на одном моторе, в результате отличной техники пилотирования и знания материальной части самолёта благополучно произвёл посадку на свой аэродром, при этом мотор не был выведен из строя».
«18 сентября 1942 года экипажу младшего лейтенанта Оганесяна была поставлена боевая задача разведать расположение и движение транспорта противника в районе Новороссийск, с бомбометанием живой силы и техники врага. Младший лейтенант Оганесян в сложных метеоусловиях под нижней кромкой восьми бальной облачности на высоте 700 – 800 метров, укрывался облачностью, выслеживал противника, внезапно вышел на цель и поразил её, сфотографировал данные разведки, по данным дешифрования уничтожил три автомашины и до 20 солдат».
Последний боевой вылет экипажа младшего лейтенанта В. Л. Оганесяна произошёл в тот период, когда в течение двух суток – 10 и 11 марта на восточной окраине станицы Абинской шли ожесточённые бои. Некоторого успеха смогла добиться лишь 383-я сд генерал-майора К. И. Провалова, захватив три квартала на юго-восточной окраине Абинской. Израсходовав наступательные возможности, 56-я армия перешла к обороне. Наступление 47-й армии также было безрезультатным. Требовалось пополнить войска личным составом, продовольствием и снаряжением.
Особая роль отводилась бомбардировочной авиации. Ей необходимо было нанести удары по тылам немецко-фашистских войск в районе станицы Крымской, чтобы лишить врага его ближайших резервов.
Мы можем только приблизительно представить, как произошёл последний боевой вылет бомбардировщики 132-й авиадивизии 13 марта 1943 года активно бомбили окрестности станицы Крымской, где было сосредоточение значительных вражеских сил. ДБ-3ф Оганесяна сбросив бомбы, развернулся на обратный курс, но тут произошло попадание зенитных снарядов. Самолёт загорелся и стал резко терять высоту. Покинуть горящую машину на парашюте смог только командир. Стрелок-бомбардир младший лейтенант Анатолий Романько и воздушный стрелок-радист сержант Николай Конкасов погибли вместе с самолётом.
Младший лейтенант Оганесян приземлился на территории, занятой противником. Дальше был вражеский плен, концлагерь и освобождение в 1945 году. В документах Центрального архива министерства обороны Российской Федерации отметка об отмене приказа об исключении младшего лейтенанта Оганесяна из списков части как не вернувшегося с боевого задания, сделана только в начале 1950-х годов. В последствии Ваган Левонович Оганесян вернулся в авиацию, только в гражданскую. А в 1985 году в честь 40-летия Победы он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
Младший лейтенант Анатолий Романько и сержант Николай Конкасов отдали свои молодые жизни в борьбе со злейшим врагом человечества — гитлеровским нацизмом. Они навсегда останутся в нашей памяти, их пример героического самопожертвования будет вечно вдохновлять потомков.
В. П. Пономарёв, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, член ККОПО «Кубанский плацдарм».
P.S. Статья написана на основе материалов Музея Абинского района, а также книги Е. А. Порфирьева «Воздушные рабочие войны. Записки поисковика», 2015 г.