Бомбардировщик ЛИ-2 у хутора Эриванского

Раскрыта тайна ещё одного самолёта, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это стало возможно, благодаря долгой и кропотливой работе поисковиков из Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм». Началась эта история в 2013 году, когда руководитель Абинской группы Владимир Васильченко, проживающий на хуторе Эриванском, встретился с местной старожилкой Ниной Демьяновной Зимогляд. Она рассказала о том, как будучи ещё девчонкой, наблюдала падение большого советского самолёта с двумя моторами. Борт был объят пламенем, двигатели надсадно ревели, за самолётом тянулся чёрный шлейф густого дыма. Вскоре бомбардировщик скрылся за горой, и раздался сильный взрыв. Нина Демьяновна вспоминала, что произошло это весной, но уже после освобождения хутора Эриванского от немецко-фашистских войск. В том же 2013 году, проверяя слова Нины Демьяновны, группа выдвинулась на поиски. Место падения воздушной машины удалось найти довольно быстро – помог житель хутора Эриванского Григорий Жихарь. Располагалось оно в 5 километрах к юго-западу от хуторав урочище Алексюкова Делянка, так эриванские лесники и охотники прозвали это место. Перед нами была небольшая лесная поляна справа от гребневой дороги, где находились две воронки на расстоянии шести метров друг от друга. Первые же минуты работы с металлодетекторами выявили на поверхности множество мелких фрагментов дюралевой обшивки. Рядом с воронкой обнаружили элементы парашютной системы и фрагментированные останки членов экипажа. Из примечательных находок следует отметить патроны калибра 7,62 и 12,7 мм. Первая однодневная экспедиция позволила определить тип бомбардировщика. В этом помогли многочисленные технологические клейма, нанесённые на фрагментах конструкций и обшивки самолёта. Ряды цифр начинались с числа «500» (например, 5004156-5, 500354-34, 5003541). Так клеймили на авиационном заводе № 84 в Ташкенте бомбардировщик Ли-2. Легендарный самолёт Ли-2 первоначально выпускался как пассажирский. В середине 1930-х годов СССР не имел собственных транспортных самолётов, поэтому советское руководство решило купить подходящий самолёт за границей. Выбор пал на американский лайнер DC-3 («Дуглас»). В то время это был самый передовой пассажирский самолёт. В 1936 г. СССР получил один экземпляр DC-3и всю документацию к нему, а в 1938 стали налаживать собственное производство деталей и узлов. На следующий год на подмосковном заводе № 84 в Химках построили первый серийный самолёт ПС-84. У нового самолёта экипаж состоял из 4 человек, имелось два двигателя АШ-62 ИР по 1000 л. с. каждый. Помещалось 21 человек пассажиров. Самолёт развивал максимальную скорость 320 км/час, практический потолок – 5600 м, при дальности в 2500 км. К 1941 году стали выпускать и военно-транспортный тип воздушной машины, который легко мог стать бомбардировщиком, взяв с собой две бомбы по 500 кг или 4 по 250 кг. После эвакуации завода в Ташкент, ПС-84 переименовали в Ли-2, в честь главного конструктора завода Б. П. Лисунова. 9 мая 1945 года Ли-2 совершил свой главный полёт в истории. Он доставил в Москву из Берлина Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Узнав тип боевой машины, мы никак не могли продвинуться в поиске имен членов экипажа. Для этого необходимо было иметь номер хотя бы одного из двигателей или заводской номер самолёта. Однако здесь нас ожидало разочарование. Ни на одном из фрагментов желанных номеров не было. После этого группа не один раз выдвигалась на место падения, отрабатывала и воронки и окружающую местность, но всё без результата. В 2016 и 2017 годах на Алексюковой делянке во время летних поисковых экспедиций работали юные археологи из Дома детского творчества под руководством В. П. Пономарёва совместно с опытными поисковиками Владимиром Васильченко и Дмитрием Ковалёвым. Почти до материковой основы были раскопаны воронки от двигателей и воронка от кабины пилотов, тщательно обследована окружающая местность, собрано огромное количество мелких и крупных фрагментов. Расчистка всех находок не дала ни одного номера, который подходил бы под номер мотора или самолёта. Среди находок особый интерес вызвали наручные часы, ещё одно вытяжное кольцо и пряжки от парашютной системы. Это говорило о том, что погибших членов экипажа было не менее двух. Но кто они, оставалось неразрешимой задачей. Алексюкова Делянка продолжала хранить свою тайну. Попытки наших товарищей из «Кубанского плацдарма» определить экипаж, основываясь только на архивных данных, также не принесли результата. Был момент, когда мы уже почти отчаялись в попытках раскрыть тайну погибшего Ли-2.  Постепенно переключились на другие объекты и на какое-то время отложили активные поисковые работы в этом квадрате. Так прошло два года. И вот, в январе 2019 года появилась новая информация о бомбардировщике Ли-2. Благодаря упорству наших товарищей, работавших с архивными фондами, наконец, удалось пролить свет на это тёмное дело. Заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьевсообщил, что в ночь на 13 июня 1943 года самолёт Ли-2 из состава 4 гвардейского авиационного полка дальнего действия под командованием командира корабля гвардии старшего лейтенанта Корниенко был сбит огнём советской зенитной артиллерии в районе станицы Абинской. От попадания зенитного снаряда загорелись зажигательные авиабомбы, находившиеся на борту самолёта. Часть экипажа покинула горящий корабль с парашютами. Командир и штурман гвардии младший лейтенант Жигуров погибли. Из журнала боевых действий полка мы узнали, что «экипаж Ли-2ВВ имел задачу нанесения бомбового удара по населённым пунктам Васильевка и Глебовка в районе Малой Земли под Новороссийском. 12 июня 1943 года в 22:50 сообщил по радио: «Иду на цель!» В 23:05 доложил о выполнении боевого задания. На обратном пути в районе Абинской был обстрелян своей зенитной артиллерией. Самолёт сгорел». Как мы видим из военных документов, в ту летнюю ночь над станицей Абинской произошла трагическая случайность. По всей видимости, неопытные зенитные расчёты в темноте приняли силуэт советского «Дугласа» (американская модель известной авиакомпании стала основой для создания военно-транспортного самолёта в составе ВВС СССР в годы войны) за немецкий транспортный самолёт Юнкерс Ju-52. К сожалению, такое иногда случалось в годы войны. Просмотрев список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 62 авиационной дивизии дальнего действия за период с 1 июня по 1 июля 1943 года, нашли краткие данные о погибших героях-лётчиках. Корниенко Григорий Никифорович, старший лейтенант, командир корабля. Родился в 1919 году в селе Мартыновском, Покрово-Богочанском районе, Полтавской области. Холост. Член ВКП (б) с 1942 года. Жигуров Иван Прохорович, младший лейтенант, штурман корабля. Родился в 1921 году в селе Светлая Поляна, Джети-Огузского района Иссык-кульской области, Киргизской ССР. Холост. Член ВЛКСМ с 1938 года. Вскоре откликнулся родственник штурмана И. П. Жигурова Алексей Кантемиров, проживающий в городе Краснодаре. Он рассказал о младшем брате своей родной бабушки Марии Прохоровны Жигуровой (по мужу — Кантемировой) и выслал его фотографию. В их семье до настоящего времени он считался пропавшим без вести. И вот теперь, через 76 лет, они узнали подробности его гибели. Но на этом история не заканчивается. Ещё предстоит выяснить судьбу остальных членов экипажа, которым удалось спастись. Продолжить поиски на Алексюковой Делянке, чтобы найти остальные останки пилотов для передачи их родственникам. Обязательно постараемся установить на месте гибели легендарного бомбардировщика и членов его экипажа памятный знак. На Карте Памяти Абинского района обязательно должна появиться ещё одна мемориальная точка.

В. Пономарёв, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, член ККОПО «Кубанский плацдарм»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *